Ваше время — в ваших руках. Вернуться на начало

 


6. Информация и коммуникации: Как целесообразно и рационально вести совещания, телефонные переговоры и корреспонденцию.
6.2. Рациональное чтение

Поток материала для чтения в виде деловых писем, газет, специальных публикаций, циркуляров, частной корреспонденции, служебных записок и т.п. становится все более насыщенным.

Примерно 30% своего времени менеджеры тратят на чтение! Совершенствование техники чтения означает поэтому совершенствование Вашей организации труда!

Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком информации, поскольку бессистемное чтение означало бы потерю времени и пустую трату средств.

Различные способы и формы рационального чтения можно сгруппировать в зависимости от того, используются ли они до, во время или после самого процесса чтения. Метод SQ 3R основывается на всех трех фазах.

Методы «до чтения»

Здесь речь идет в конечном счете о том, чтобы определить, какие части соответствующего текста (книги, газеты, статьи, циркуляра) могут представлять интерес с точки зрения личных и профессиональных целей, а какие — нет.
Независимо от того, с какой скоростью Вы читаете, Вы сможете путем целенаправленного, селективного чтения сэкономить массу времени.

Сортируйте поэтому свой материал для чтения и читайте лишь то, что Вам безусловно нужно для получения информации!

Как можно прочитать 200 страниц за одну минуту? Очень просто: Вы должны в течение этой минуты, просмотрев содержание, определить, что книга объемом 200 страниц не подходит Вам, и потому решить ее не читать! Критический анализ программы чтения на день у большинства руководителей показал бы, что многое вообще можно было не читать.

Рациональное чтение прежде всего предполагает целенаправленный отбор и принятие решения относительно того, надо ли тот или иной материал читать вообще, и если да, то в каком объеме

Следующие вспомогательные вопросы должны способствовать тому, что чтение будет Вами восприниматься в меньшей степени как спонтанный, эмоционально управляемый акт (например, из любопытства к своей почте), а в большей мере как рациональный процесс:
- Что я должен прочитать?
- Что я обязан прочитать?
- Что я хочу прочитать?
- Что я хочу с этим предпринять?
- Что можно было бы прочитать позднее?
- Что мне вообще не нужно читать?

Отдавайте себе отчет в том, что за иной материал для чтения Вы должны заплатить цену в деньгах, но за любой материал для чтения необходимо заплатить цену во времени! (см. начальную главу о ценности времени).

Каким временем для чтения Вы вообще располагаете в течение дня или недели, чтобы прочесть все то, что должны или хотели бы прочитать?

Обходитесь по-хозяйски со своим временем и выбирайте материал для чтения, сообразуясь со своими целями по следующей схеме.
1. «Просеивайте имеющийся материал для чтения, прежде чем обрабатывать его!
2. Собирайте также небольшие тексты для серийной обработки в рабочие блоки и резервируйте в своем недельном плане по крайней мере один час для их прочтения!

Методы «во время чтения»
Если Вы после фазы селекции приняли первое позитивное решение, а именно ближе заняться соответствующим текстом, Вы можете читать его в зависимости от целеустановки, руководствуясь следующими методами.

Ориентирующее чтение.
Первое восприятие содержания, чтобы определить, что ожидает читателя (последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст).

Изучающее чтение.
Отыскать существенное (определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем).

Обобщающее чтение.
Обобщение содержания и критическая оценка прочитанного материала (фиксация основных мыслей по поводу прочитанного).

Здесь тоже надо работать целеориентированно, стремиться читать только самое важное!

10 правил совершенствования методики чтения
1. При просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию Вы хотите из него получить. (Один из специалистов рекомендует, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответы в данной книге.)
2. Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительные замечания и введение.
3. Выясните, что бы Вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова.
4. Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора. (Но, пожалуйста, не в этой книге!)
5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять прежде всего смысл высказываний частного и общего порядка.
6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова и предложения, а также таблицы.
7. Указатели в виде слов обращают Ваше внимание на определенные вводные замечания, усиления или акценты в тексте:
- такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэтому», «тем самым», «предполагает», «поскольку», «так как» и т.п., указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыдущее или последующее предложение;
- усиливающие сигналы («также», «кроме того», «дополнительно» и т.д.) подчеркивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена;
- изменяющие сигналы («но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «или-или», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» и др.) указывают на то, что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное.
8. Опускайте малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста.
9. Учитывайте также специфику структуры различных текстов:
- справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале, а второстепенную — в конце;
- в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении;
- специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части — разработку путей ее решения и в заключительной части — выводы или взгляд в будущее.
10. Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т. п.

Наряду с улучшением методики чтения Вы можете отдельно или параллельно повысить скорость чтения. Без специальной тренировки взрослый человек способен прочитывать 200—250 слов в минуту (слов/мин), после овладения соответствующей техникой скорость возрастает до 400—450 слов/мин и более! Обучаясь быстрому чтению, Вы одновременно тренируете свою способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.

Таковы аргументы, которые должны убедить Вас освоить быстрое чтение либо на специальных курсах, либо путем самообучения с помощью специальной литературы. Потребуется лишь регулярная получасовая тренировка в течение месяца, чтобы повысить свою личную скорость чтения.

Читать быстрее можно за счет:
а) избавления от вредных привычек и отвлекающих факторов;
б) совершенствования методики чтения.
Исходным пунктом техники быстрого чтения является избавление от вредных устаревших привычек чтения, которые мы приобрели как обычные читатели и которые мешают нам читать быстрее и рациональнее.

10 факторов, мешающих быстрому чтению

1. Чтение по буквам или по слогам.
Если взгляд тащится от буквы к букве или от слога к слогу, каждый из этих знаков становится точкой фиксации, и чтение получается спотыкающимся, темп — низким. Цель состоит в том, чтобы сразу фиксировать как можно больше слов. В большинстве случаев Вы по немногим слогам можете узнавать слово целиком.

2. Внутреннее проговаривание читаемого (вокализация).
Привычка беззвучно (про себя) более или менее отчетливо проговаривать текст с помощью инструментов общения (губ, языка, голосовых связок) существенно снижает объем прочитанного в единицу времени: темп чтения ограничивается темпом произнесения. Поэтому старайтесь, в частности, не раскрывать губ. Цель состоит в том, чтобы как можно больше слов «вместить» в поле зрения и сразу понять их значение.

3. Возвращение к прочитанным местам в тексте.
Если Ваш взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному (три строки вперед, одна назад), то Вы искусственно увеличиваете объем текста и снижаете скорость чтения.

4. Поверхностное чтение.
Недостаточная концентрация и (или) слабый интерес ведут к тому, что Вы «скользите» по тексту, не усваивая содержания и не воспринимая информацию.

5. Слежение пальцем или карандашом («костыль» для чтения).

6. Чтение «слово за слово».
Скорость чтения возрастет, если Вы сможете охватывать сразу целые группы слов, несущие определенный смысл.

7. Чтение по буквам.
Не говоря о том, что этот метод как таковой является чрезвычайно расточительным, в большинстве случаев достаточно бывает лишь несколько букв, чтобы узнать все слово, например р. б. ч. я. м. т. д. ка.

8. Движения головой (вместо слежения глазами).
Необходимые движения глаза производят намного быстрее, чем голова!

9. Позы, неудобные для чтения.
Не читайте, например, лежа, поскольку так быстрее наступает усталость и снижается внимание.

10. Внешние факторы, такие, как неудовлетворительное освещение, отвлечение, шум и т. д.
Тот, кто хочет повысить скорость чтения, должен освободиться от «своих» отвлекающих факторов и вредных привычек!

Убыстрение за счет улучшения методики чтения: читать больше за меньшее время

Часто говорят о чтении «по диагонали». От этого метода, однако, следует настоятельно предостеречь. При «диагональном» чтении часто воспринимается лишь незначительная часть текста, так что важная информация зачастую остается как раз вне поля зрения читателя. Больше смысла в так называемой «технике слалома».

Пунктами фиксации внимания здесь служат группы слов («ключевые слова»).
Курс быстрого чтения с помощью таких разнообразных упражнений, как:
- избавление от вредных привычек при чтении;
- гимнастика глаз;
- упражнения на концентрацию;
- нормализация поля зрения и удвоению и даже утроению к чтению!

Особенно важна тренировка «периферийного» чтения: чтение с более широким полем зрения ведет не только к убыстрению, но и к лучшему пониманию текста. Благодаря более широкому обзору представляется возможным охватить взглядом группы слов, несущих смысловую нагрузку, и легче вникнуть в прочитанное. В качестве примера часто приводят способности президента США Джона Ф. Кеннеди, который довел скорость чтения до почти 1200 слов/мин.

Методы «после чтения»
Привыкайте к тому, чтобы важные тексты не только читать, но и обрабатывать после прочтения. Путем выделения важных мест (пометок, выписок из текста) Вы обеспечиваете лучшее усвоение материала и облегчаете повторное чтение.

Техника маркировки текста (пометок). Смысл и преимущества пометок как вспомогательного средства при чтении состоят в следующем:
- пометками устанавливаются приоритеты, поскольку выделяются важные места;
- пометки помогают дополнительно структурировать текст (условные знаки);
- пометки облегчают нахождение и повторное прочтение важных мест текста;
- пометки способствуют тщательному обдумыванию и лучшему восприятию и запоминанию (не в последнюю очередь благодаря визуальному выделению нужных мест).

В качестве методов и способов маркировки текста возможны, например, разного рода подчеркивания, отметки и записи на полях и т.п.

Большое распространение приобрели фломастеры с толстой линией. По сравнению с обычными они имеют то преимущество, что выделяют целое поле, и этим облегчается его повторное нахождение. Соединительные линии между словами указывают на ассоциации. В качестве наиболее целесообразного метода маркировки текста зарекомендовали себя условные знаки, которые часто употребляются еще в процессе чтения.

Разработайте собственную «маркографию».
Например:

Разработайте собственные обозначения. Книги — за исключением букинистических ценностей — являются предметами повседневного пользования.

Лишь в том случае, если книга или материал интенсивно проработаны, т.е. содержат разнообразные подчеркивания и пометки, они становятся по-настоящему ценными текстами!

Если Вы приспособились к какой-то определенной системе маркировки (например, каждый цвет имеет определенное значение), постарайтесь сохранить ее и регулярно использовать. Но помечать надо экономно и целенаправленно!

Техника выписывания

В то время как маркировка предназначается для выделения отдельных частей текста, задачей выписывания является «изъятие» важных мыслей, идей и т.п. К нему прибегают в тех случаях, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей, крупных работ и т.п.

Основной принцип выписывания такой же, как и маркировки:
- Лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Различают три основные формы выписывания:
- Дословная выписка.

В этом случае следует соблюдать такие правила цитирования, как точное указание источника и корректное воспроизведение выдержки, — обязательно для докладов, рукописей и научных работ!

Пример:
 


Рациональное чтение
 


Выписывание выдержек из текста
«В практике оправдало себя выписывание на карточки шириной в половину листа и несколько длиннее книжной страницы, чтобы она была заметнее в закрытой книге»
 

Дословная цитата


Цильке Вольфганг. Учебник по технике обучения, мышления и организации труда. Мюнхен, 1980. с. 223.
 

Указание источника

Помните, однако, о том, что ксеро- и фотокопирование заменяют расточающее время выписывание дословных цитат!

- Выписка «по смыслу».
В этом случае мысль автора передается собственными словами. Безупречная в научном отношении работа предполагает такого рода смысловые воспроизведения. Делается такая выписка в соответствии с теми же правилами, что и дословная цитата.

- Конспективная выписка.
В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подобный обзор содержания может быть важным подспорьем Для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Основные мысли текста Вы можете изложить своими словами на специальной карточке. Ниже следует формуляр для составления конспективной выписки из книги.
 


Рациональная обработка текста
 


Книга (библиографические данные):
 

Издание:

Страницы
Мысли, темы, возникшие идеи и т.д.
 
К какому времени проработать? Контроль

Обзор текста Вы можете составить также посредством логической структуры, вместо того чтобы следовать повествовательной схеме.

Преимущества логической структуры состоят в следующем:
- содержание текста перерабатывается так, чтобы правильно были представлены внутренние взаимосвязи содержания;
- удается избежать многословия, поскольку опускаются соединительные слова, детали и т.д.;
- информация становится более обозримой и запоминаемой;
- выделенные ключевые слова помогают при последующем просмотре ассоциативно вспомнить о деталях.

С помощью конспективной выписки можно также составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчает нахождение этих мест.

Так же как и техника маркировки текста, составление выдержек предполагает разнообразные подходы с элементами творчества, например:
- выписка основных пунктов;
- выписка ключевых понятий и слов;
- диктовка на магнитофон;
- различные комбинации указанных форм.

Разработайте свою собственную систему составления выдержек и постоянно совершенствуйте ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе Вы сможете составить архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам. Выписывайте важнейшую информацию и составляйте из нее архив для последующей расшифровки и обработки! Старайтесь и в этом деле установить приоритеты!

Метод SQ 3R

В качестве обобщения по рациональному чтению могут служить принципы нижеследующего трех- или пятиступенчатого метода, с помощью которого можно эффективно обработать соответствующую книгу или статью по специальности. Этот метод называют также SQ 3R:

Пять ступеней, в частности, предусматривают:

1. Обзор.
Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом. После проработки таких вспомогательных материалов, как:
- предисловие и введение,
- оглавление и текст на обложке;
- рубрики и подзаголовки глав;
- резюме и выводы;
- поименный и предметный указатель, можно уже судить о содержании и решить, какие разделы вообще нужно прочитать.

2. Постановка вопросов.
Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению):

- Идет ли речь о новой или уже известной информации?
- Идет ли речь в данном источнике информации о фактах, мнениях, гипотезах?
- Какие главы или пассажи являются важными, а какие — нет?
- Какие намерения преследует автор в изложении?
- С какими воззрениями можно согласиться, а каким — возразить?
- Какую предварительную подготовку предполагает текст?
- Чем отличается содержание прочитанного от моих прежних знаний?
- Следует ли для меня из прочитанного необходимость действия?

Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.

3. Чтение.
Следующая ступень — целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками.

В остальном можно и должно пользоваться описанными выше приемами быстрого чтения. Для проработки специальной литературы мы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.

4. Обобщение.
Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения. Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.

5. Повторение.
Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению сделанных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок. Целесообразно еще раз с помощью вопросов подстраховаться в том, что касается важнейших ответов и обобщений.

Даже если методические приемы SQ 3R кажутся непривычными, при определенной тренировке вопросы и критическое отношение к тексту возникают сами собой — исходя из интересов и соответствующего уровня знаний.

Ясно, что рациональное чтение может обусловливать также повторные просмотры того же материала, причем каждый из этих проходов по тексту служит определенной цели.

Например:
- первый проход: селекция материала — установление последующих шагов;
- второй проход: ориентирующее, изучающее, обобщающее чтение;
- третий проход: углубленное (быстрое) чтение с пометками;
- четвертый проход: обобщающее чтение с целью перепроверки (постановки вопросов);
- пятый проход: повторное чтение с выписками.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Ваше время в ваших руках.