Ваше время — в ваших руках. Вернуться на начало

 


1. Постановка целей: Как работать над своими жизненными планами
1.3. Ситуационный анализ

После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных и профессиональных целях, займемся в рамках составленной «инвентарной описи» Вашими личными ресурсами, т.е. средствами для достижения целей.
При этом будем продвигаться в четыре этапа:
(1) Направляющие вопросы для ситуационного анализа.
(2) Личный баланс успехов и неудач.
(3) Сильные и слабые стороны.
(4) Анализ «цель — средство».

Подобный ситуационный анализ поможет выявить Ваши слабые и сильные стороны и определить, какие сферы Вы можете развивать и над чем Вам следует еще работать.
Что Вы делаете для того, чтобы позитивно повлиять на «кривую» жизни?

На последующих страницах Вы найдете целый ряд направляющих вопросов для ситуационного анализа в личной и профессиональной сфере, которые должны способствовать определению Вашего «местонахождения».
 


(1) Направляющие вопросы для ситуационного анализа в личной сфере
 


- Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?
 

 


- Влияние семьи: детство? юность? родители? братья и сестры? близкие?
 

 


- Мои личностные параметры, черты характера и сильные стороны?
 

 


- Моя гармония? В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю?
 

 


- Дружеские связи? Вражда?
 

 


- При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?
 

 


- Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким причинам?
 

 


- Какие опасности, трудности, проблемы и т.п. могут передо мной возникнуть? В каких областях?
 

 


- Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения?
 

 


- Кто из окружающих стимулирует мою жизненную активность? Кто ей препятствует?
 

 


- В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу против этого сделать?
 

 


- Какие негативные для меня посторонние воздействия я хочу устранить?
 

 


- Какие позитивные воздействия я хочу поддержать, использовать?
 

 


- Чего хотят окружающие? Что я могу им дать?
 

 


- Кому я могу принести пользу сейчас и в будущем?
 

 


- Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?
 

 


- Какими денежными средствами я мог бы пожертвовать для своих друзей?
 

 


- Приношу ли я максимальную пользу тем людям, которые приносят максимальную пользу мне?
 

 


- Кому и какую радость я доставлю немедленно? Завтра? И т.д.
 

 

 


(2) Направляющие вопросы для ситуационного анализа
в профессиональной сфере
 


- Знаю ли я задачи моей должности?
 

 


- Знаю ли я, чего от меня ждут?
 

 


- Согласованы ли мои цели с моим руководством?
 

 


- Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности?
 

 


- Планирую ли я эти дела?
 

 


- Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить?
 

 


- Известны ли мне срочность и важность моих задач?
 

 


- Устанавливаю ли я приоритеты?
 

 


- Выполняю ли я своевременно свои задачи?
 

 


- Часто ли я при этом испытываю давление?
 

 


- Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обязанностей?
 

 


- Откладываю ли я свои дела?
 

 


- Приступаю ли я самостоятельно к делам?
 

 


- Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно?
 

 


- Часто ли я получаю запросы или рекомендации?
 

 


- Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции?
 

 


- Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь?
 

 


- Какую пользу я приношу своими действиями?
 

 


- На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т.д.)?
 

 


- Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в обозримое время?
 

 


- С какими неудачами я должен считаться?
 

 


- Каковы главные преимущества моей работы?
 

 

Баланс успехов и неудач

Определив, «куда я хочу?», продумайте вопрос, «где я нахожусь?» Надо проанализировать Ваши личные сильные и слабые стороны. С этой целью еще раз рассмотрим Вашу «кривую» жизни и с помощью следующего упражнения выявим Ваши до сих пор крупнейшие успехи в работе и в личной жизни.

Какие способности, знания, опыт и т.п. были необходимы, чтобы достичь этих успехов? Попытайтесь при этом установить те способности, которые привели к соответствующему результату.

Личные знания + способности

Специальные знания:
- знание производства
- техника сбыта
- знание менеджмента
- специальные производственно-экономические знания
- общая эрудиция
- контакты и связи

Личные качества:
- физическая конституция, умение быть в форме, выносливость
- манера держать себя, активность, выдержка
- коммуникабельность, умение выслушать, интуиция
- приспособляемость, готовность прийти на помощь
- восприимчивость к критике, самокритика

Способности руководителя:
- пробивная сила, умение убеждать
- умение распределять обязанности, давать указания
- умение стимулировать и мотивировать труд отдельных людей и коллектива
- способность к работе «в команде» и в кооперации

Интеллектуальные способности:
- рассудительность
- творческий потенциал
- логическое мышление
- структурное, системное мышление

Рабочие приемы:
- рациональность и системность в работе
- техника принятия решений и «снятия» проблем
- умение концентрироваться, рациональное чтение
- методика работы, организация труда
- умение говорить, техника ведения дискуссий и переговоров

Путем анализа своих способностей Вы определите, что Вы вообще можете совершить, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей Вы располагаете. Речь идет о дальнейшем развитии этого потенциала. Но это лишь одна сторона медали.

С другой стороны, Вы должны ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков.

Составьте также баланс своих крупнейших неудач и поражений и отметьте, следствием отсутствия каких качеств они были. Подумайте далее над тем, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу. Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны!
 


Баланс личных успехов
 
Мои крупнейшие успехи,
достижения и т.п.

Как я этого добился (способности, которые были для этого необходимы)
 
1  
2  
3  
.  
.  
.  
9  
10  
Прочее  

 


Личный отрицательный баланс
 

Мои крупнейшие поражения, неудачи
и т.д.
 
Способности, которых
мне недоставало
Как я преодолел неудачи?
1    
2    
3    
.    
.    
.    
9    
10    
Прочее    

Сильные и слабые стороны

Следующим шагом сгруппируйте определенные Вами достоинства и недостатки и выделите две-три важнейшие сильные и слабые стороны. Подобный «срез» личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Процесс постановки целей


 


«Срез» способностей
 
Сильные стороны (+) Слабые стороны (-)

Профессиональные знания и опыт

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Социальные и коммуникационные качества

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Личные способности

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Способности руководителя

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Интеллектуальные способности, рабочие приемы

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Прочее

1. 1.
2. 2.
3. 3.

Анализ «цель — средство»

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией.

Для этого обратитесь к составленной в предыдущем разделе «инвентарной описи» целей и выберите пять важнейших целей. Определите необходимые для достижения этих целей средства и проверьте, чего Вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели.

Пример:
 


Цель
 
Средства Имеется в наличии


Пребывание на необитаемом острове
в теплом море
 


- 6 мес. свободного времени
- 10 000 марок на дорожные расходы
- Знания в области мореплавания под парусом и рыбной ловли
 

x


Стать членом правления в дочерней фирме
 

- Знание языков

x

По профессиональным (карьерным) целям под рубрикой «Средства» укажите необходимую для их достижения квалификацию и поставьте конкретные реалистичные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых Вам еще не хватает.


 


Анализ «цель — средство»
 

Желаемые
цели
 
Необходимые средства.
Что требуется?
Ситуационный анализ
Имеется в наличии
(способности и т.д.)
Не имеется
в наличии
Практические
цели, меры
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Ваше время в ваших руках.